05 марта 2014, 12:45

Общественный контроль дошел до президента

Новости
В доработанном проекте закона "Об общественном контроле" (имеется у "Ъ") предусматривается, что объектами общественного контроля станут органы госвласти, местного самоуправления, государственные и муниципальные организации, корпорации и "иные органы, наделенные отдельными государственными или публичными полномочиями". Они обязаны в течение 30 дней направлять мотивированные ответы общественным контролерам и учитывать в своей работе итоговые документы общественного контроля (ОК).

Наибольшими полномочиями обладают субъекты ОК — общественные палаты РФ, регионов и муниципалитетов, а также общественные советы (в том числе при губернаторах). Они выступают в качестве "инициаторов, организаторов и участников" ОК (мониторинг, проверка, экспертиза), могут запрашивать информацию (за исключением сведений, относящихся к гостайне), посещать объекты, направлять итоговые документы омбудсменам, в прокуратуру, обращаться в суд. Инициаторами общественной проверки могут быть федеральные омбудсмены по правам человека и по правам ребенка и их региональные коллеги, федеральный омбудсмен по защите прав предпринимателей, ОП РФ. Общественные объединения и некоммерческие организации (НКО) смогут выступать организаторами общественного мониторинга или обсуждения. Граждане же смогут выступать лишь общественными контролерами, инспекторами и экспертами, права инициировать процедуру у них нет.

В соответствии с поручением президента Владимира Путина усовершенствовать принципы формирования общественных советов, в проекте предложено формировать их из представителей общественных организаций по конкурсу, организованному ОП, если иной порядок в отношении ведомств не предусмотрен правительством и президентом. В числе целей ОК — "предупреждение и разрешение социальных конфликтов", "повышение доверия" к органам госвласти. Несмотря на отсутствие в федеральном законодательстве исчерпывающего понятия "политическая деятельность", как и в законе об НКО, в проекте закона об ОК говорится о "недопустимости смешения деятельности по осуществлению общественного контроля с политической деятельностью", впрочем, санкций за это не предусматривается. Информировать о ходе и результатах проверок проект предлагает на сайтах субъектов ОК, в интернете и СМИ.

В представленной президенту версии проекта не нашли места некоторые принципиальные предложения СПЧ: предоставить право инициировать ОК отдельным гражданам и их группам, а также создать специальный портал электронного ресурсного центра общественного контроля, на котором была бы возможность авторизации, как на сайте "Российской общественной инициативы" (РОИ). 26 февраля президиум СПЧ принял решение поддержать последнюю версию законопроекта при условии, "если в нем будут восстановлены принципиальные положения". Однако собеседник "Ъ" в Кремле пояснил, что для осуществления конституционных прав на ОК у граждан есть "достаточно возможностей", в том числе при помощи РОИ и официальных обращений, поэтому не нужна авторизация еще на одном специальном сайте, создание которого потребует бюджетных средств.

Глава СПЧ Михаил Федотов пояснил "Ъ", что президиум СПЧ поддержал последнюю версию проекта, потому что он "в высокой степени готовности". Однако господин Федотов полагает, что документ еще может претерпеть изменения до внесения в Госдуму. "Нужен закон, который поднимет общественный контроль на реальный уровень",— говорит он. Член ОП Иосиф Дискин надеется, что документ можно будет поправить уже после внесения в Госдуму. "Право инициировать проверки нельзя давать кому попало, иначе это станет механизмом лоббизма и коррупции",— сказал он "Ъ", добавив, что в проекте также должно быть понятие деятельности в защиту общественного интереса, которое бы отсекало "сомнительные инициативы". Член президиума СПЧ Елена Тополева-Солдунова считает, что право инициировать проверки надо дать хотя бы НКО.

Источник: КоммерсантЪ

 

назад