14 января 2013, 09:12

Рейтинг доступности электронных услуг федеральных госорганов

Новости

Коллеги из аналитического центра ТАСС-Телеком представили вниманию широкой общественности рейтинг активности федеральных министерств, служб и агентств в области предоставления государственных услуг в электронном виде (по состоянию на декабрь 2012 г.)

Таблица 1. Мониторинг-рейтинг активности использования государственными органами предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в электронном виде

Таблица 2. Рейтинговое распределение государственных органов по группам степени активности предоставления государственных услуг и исполнения функций в электронном виде

Таблица 3. Детализация государственных услуг и государственных функций по государственным органам по Этапу I и по Этапу II реализации госпрограммы "Информационное общество" ]

Ключевая задача мониторинга — оценить степень и состояние исполнения программы "Электронное правительство" федеральными органами власти (министерствами, службами, агентствами) на текущий момент. Исследование проведено в ноябре–декабре 2012 года. Таким образом, представленный мониторинг-рейтинг отражает развитие электронных услуг федеральными государственными органами на декабрь 2012 года.

Второстепенная задача — оценить динамику развития портала предоставления федеральных государственных услуг и исполнения государственных функций в электронном виде.

Заключительная задача — показать, какие федеральные органы власти в настоящее время являются лидерами по активности предоставления услуг в электронном виде, а какие — аутсайдерами.

  • 89 федеральных органов власти (министерства, службы, агентства) предоставляют государственные услуги в рамках своих компетенций на Едином портале государственных услуг
  • 926 наименований государственных услуг и функций заявлено этими федеральными органами власти
  • 260 государственных услуг и функций предоставляются органами в электронном виде (функция "Получить услугу") — коэффициент доступности по всему порталу оценивается на уровне 28 % (отношение всех декларируемых услуг к доступным в электронном виде)

Все государственные органы распределены в пять консистентных групп по параметру доступности заявленных государственных услуг в электронном виде (Таблица 2). Доступность определяется как отношение количества услуг, которые возможно оформить в электронном виде на портале, к общему количеству заявленных услуг на портале (включая те, которые описаны формально и доступ к получению которых в электронном виде закрыт или вообще невозможен).

Основные результаты исследования:

В группе 1 (А), группе с лучшими показателями развития электронных услуг, находится единственный государственный орган власти:

— Министерство внутренних дел (коэффициент доступности — 90,7 %).

В следующей группе 2 (B) находятся три органа (далее перечисление по ранжированию степени доступности услуг):

— Министерство связи и массовых коммуникаций (далее по всем министерствам, включая подведомственные службы и агентства), 75,5 %;

— Федеральная антимонопольная служба (71,4 %);

— Федеральная служба по финансовому мониторингу (66,7 %).

В группу 3 (С) также включены три органа:

— Министерство природных ресурсов и экологии (включая службы и агентства), 53,3 %;

— Федеральная миграционная служба (45 %);

— Министерство энергетики (42,1 %).

В группе 4 (D) фигурируют семь госорганов власти:

— Федеральная служба государственной статистики (33,3 %);

— Федеральная служба по оборонному заказу (33,3 %);

— Министерство экономического развития (32,9 %);

— Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий (30,8 %);

— Федеральная служба безопасности (29,4 %);

— Министерство транспорта (28,1 %);

— Министерство юстиции (20,8 %).

Группа 5 (E) представлена 12 государственными органами:

— Министерство труда и социальной защиты (15,6 %);

— Министерство здравоохранения (15 %);

— Министерство образования и науки (13,8 %);

— Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (13,5 %);

— Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (12,5 %);

— Министерство финансов (11,5 %);

— Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (11,1 %);

— Министерство иностранных дел (9,1 %);

— Федеральная таможенная служба (7,1 %);

— Министерство культуры (5,1 %);

— Министерство промышленности и торговли (3,6 %);

— Министерство сельского хозяйства (1,9 %).

Группа 0 (0), группа с худшими показателями предоставления услуг в электронном виде, является самой многочисленной — 14 федеральных органа власти:

— Федеральная служба по финансовым рынкам (0 %);

— Министерство обороны (0 %);

— Федеральная служба по тарифам (0 %);

— Министерство регионального развития (0 %);

— Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков (0 %);

— Федеральное космическое агентство (0 %);

— Министерство спорта (0 %);

— Федеральное агентство по обустройству государственной границы РФ (0 %);

— Федеральная служба охраны (0 %);

— Главное управление специальных программ Президента РФ (0 %);

— Служба внешней разведки РФ (0 %);

— Министерство по развитию Дальнего Востока (0 %);

— Государственная фельдъегерская служба (0 %);

— Управление делами Президента РФ (0 %).

Необходимо отметить, что представленный вниманию общественности проект не является классическим рейтингом, которые регулярно готовит и публикует Аналитическая группа ТАСС-Телеком. Его формат и методика выполнения позволяют не только применять количественные инструментарии и оценки состояния исследуемого объекта — Единого портала государственных услуг, — но и давать оценки с аналитической и пользовательской точек зрения.

Основные выводы:

Во-первых, размещение информации об услуге в онлайн-разделах большинства оцененных нами государственных органов все еще является формальным, недостаточным, не детальным и слабо унифицированным. В функционале подавляющего числа размещенных услуг не развит раздел "Дополнительная информация" (исключение здесь могут составлять услуги, предназначенные для широкого пользования физическими лицами, например, в компетенции ФМС).

Во-вторых, декларируемая простота навигации в разделах государственных органов, предоставляющих широкий список услуг, абсолютно не действует. Поиск информации или нужных опций в длинном списке (свыше 10—15 услуг на странице) требует повышенной концентрации внимания, вероятность пропустить или не найти нужную услугу возрастает многократно. В ряде случаев, конечно, навигация осуществляется через опцию "Популярные услуги" на фронт-странице портала, предназначенную прежде всего для населения: "Получение паспорта", "Оформление заграничного паспорта", "Регистрация автомобиля" и прочие, что снимает часть "поисковой нагрузки" пользователя.

В-третьих, стоит обратить внимание на обновление реквизитов государственных органов. На Портале более чем в десяти ведомствах указаны уже недействующие руководители министерств и служб: в частности, министром образования значится Андрей Фурсенко, министром обороны — Анатолий Сердюков, а руководителем Федерального агентства по делам молодежи — Василий Якименко.

Несомненно, такие недоработки в целом не снижают значимость введения Единого портала государственных услуг. Популярность и востребованность сайта возрастает в геометрической прогрессии: к концу 2012 года количество пользователей Портала превысило 15 млн человек, более 3 млн зарегистрировали личные кабинеты на сайте. Ежемесячно портал посещают около 2 млн человек, почти 500 тыс. используют мобильное приложение "Госуслуги". Администрация сайта подчеркивает, что портал находится в постоянном развитии: ежедневно появляются новые шаблоны, новые возможности. Стоит надеяться, что подготовленный проект мониторинга портала и его последующие выпуски также послужат повышению популяризации электронных услуг в России.

Методологическая записка

Количественная оценка степени выполнения Этапа I "Размещение информации о государственных и муниципальных услугах на Едином портале" основана на идентификации заполненности данных по шести параметрам портала: "Как получить услугу", "Стоимость и порядок оплаты", "Сроки оказания услуги", "Категории получателей", "Основание для оказания услуги, основания для отказа", "Результат оказания услуги".

Количественная оценка степени выполнения Этапа II "Размещение на Едином портале форм и иных документов, необходимых для получения услуги, обеспечение доступа к ним для копирования и заполнения в электронной форме" основана на идентификации предоставления данных и их полноте по шести параметрам портала: "Информация о документах, необходимых для получения услуги", "Размещение шаблонов документов", "Размещение примера заполнения документов", "Информация о документах, предоставляемых по завершению оказания услуги", "Размещение адреса, контактов, времени работы учреждения", "Размещение дополнительной информации об услуге".

Значения отражают степень выполнения соответствующего этапа, нормированную на 100 % (0 % — информация не предоставлена ни по одному параметру, 100 % — информация предоставлена по всем параметрам). Государственные органы распределены на четыре группы в соответствии с полномочиями Президента РФ и Председателя Правительства РФ по осуществлению руководства ими. Ранжирование номинального количества представленности услуг на Едином портале проведено внутри этих групп (Таблица 1). Таким образом, сохранена формальная сопоставимость государственных органов внутри групп определенной субординации, обеспечено несмешивание отдельных федеральных служб и агентств с крупными министерствами (по задачам, численности сотрудников и количеству услуг). В случаях, когда министерства включают в себя федеральные агентства и службы, информация по предоставлению их услуг в электронном виде, с одной стороны, выделена отдельными строками (это позволяет оценить состояние дел уже между самими этими структурами), с другой, их данные суммируются и являются итоговыми показателями по всему министерству.

Все государственные органы распределены в пять консистентных групп по параметру доступности заявленных государственных услуг в электронном виде (Таблица 2). Доступность определяется как отношение количества услуг, которые возможно оформить в электронном виде на портале, к общему количеству заявленных услуг на портале (включая те, которые описаны формально и доступ к получению которых в электронном виде закрыт или вообще невозможен). Консистентные группы представлены следующим образом: "0" — группа "0" (худшая группа), "1—20" — группа "5" (худшая группа), "21—40" — группа "4", "41—60" — группа "3", "61—80" — группа "2", "81—100" — группа "1" (лучшая группа). Или: "0" — группа "0", "1—20" — группа "E" (худшая группа), "21—40" — группа "D", "41—60" — группа "C", "61—80" — группа "B", "81—100" — группа "А" (лучшая группа). Ранжирование также проведено внутри этих консистентых групп.

Проект не лишен недостатков, которые будут решены в процессе усовершенствования методики оценки параметров. Например, введение весовых коэффициентов значимости каждого параметра (условно говоря, для пользователей важнее иметь шаблоны электронных документов и примеры их заполнения, чем информацию о возможных причинах отказа предоставления услуги), что позволит повысить точность проведения исследования. Также очевидно, что предоставление услуги в электронном виде органами, которые по объективным обстоятельствам (Служба внешней разведки, Федеральная служба охраны или Главное управление специальных программ Президента РФ) могут только заявлять об услугах на портале, является формальностью.

Скачать мониторинг-рейтинг Единого портала государственных услуг (по состоянию на декабрь 2012 года) с сайта ТАСС-Телеком

Составлено по материалам: ТАСС-Телеком

 

назад